МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ГОРОДОВ ЦЕНТРА РОССИИ

Опубликовано: 06.08.2014

В Костроме 4 июля 2014 года Общественной палатой Костромской области и Костромской региональной ассоциацией ТСЖ и ЖСК, при поддержке Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области, Администрации города Костромы и Ассоциации по содействию развития ТСЖ и ЖСК (Москва) прошла межрегиональная конференция городов центра России по теме: «Эффективное содержание территориально-имущественного комплекса многоквартирный жилой дом, обеспечение прав собственников на общее долевое имущество - основа для долговременной и безаварийной службы МКД»

В работе межрегиональной конференции городов центра России приняли участие представители: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления, Общественной палаты региона, а также эксперты в области жилищно-коммунального хозяйства, представители региональных некоммерческих организаций профессиональных сообществ и организаций собственников жилья, осуществляющих контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Цель конференции: обсуждение проблемы эффективной эксплуатации территориально - имущественного комплекса многоквартирного дома, включающего многоквартирный дом с помещениями и оборудованием обслуживающим жилые и нежилые помещения, а так же земельный участок с элементами коммунальной инфраструктуры и благоустройства; выявление причин препятствующих проявлению инициативы собственников, направленной на улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, снижение стоимости содержания дома, повышение его энергоэффективности, ремонтопригодности, реконструкцию помещений, модернизацию инженерного оборудования, реновацию придомовых территорий; поиск механизмов устраняющих проблемы взаимоотношений собственников помещений, управляющих организаций и органов местного самоуправления в процессе управления жилым фондом многоквартирных домов современного города.

В настоящее время задача эффективного управления жилым фондом многоквартирных домов становится все более актуальной. Граждане и государство заинтересованы в разрешении десятилетиями накопленных проблем в сфере обеспечения многоквартирных домов жилищно-коммунальными услугами.
Сложная ситуация в отрасли - высокий уровень износа жилого фонда и инфраструктуры, запредельные потери ресурсов, низкое качество услуг - определяет в то же время и потенциал развития рынка содержания и управления жилья.

Для субъектов Российской Федерации в настоящее время Правительством подготовлен модельный комплекс мер («дорожная карта») развития жилищно-коммунального хозяйства, содержащий подробный перечень мероприятий, обеспечивающих реализацию на региональном и муниципальном уровнях всех федеральных решений в сфере ЖКХ. Такие комплексы мер должны быть утверждены в каждом регионе до конца 2014 года. Это станет одним из условий предоставления финансовой поддержки регионам за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Важнейшей задачей в наведении порядка в сфере эффективного управления жилищным фондом является усиление ответственности всех участников правоотношений: управляющих и ресурсоснабжающих организаций за недобросовестную работу, собственников за неплатежи, органов власти местного самоуправления за обеспечение законности и прав собственников многоквартирных домов.

Наряду с этим особое внимание уделяется созданию условий для комфортного проживания граждан - это расселение аварийного жилья, запуск региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, совершенствование сферы управления жильем.
Собственники многоквартирных домов проявляют все большую активность в вопросах управления и модернизации всего комплекса своего недвижимого имущества.

Особенно важно, что собственники способны существенно повлиять на увеличение продолжительности срока безаварийной эксплуатации дома.
Проводимые преобразования в сфере ЖКХ должны быть нацелены на то, чтобы обеспечить комфортные и безопасные условия проживания граждан Российской Федерации, что предусматривает, прежде всего, соблюдение прав собственников общедолевого имущества многоквартирных домов.

Участники конференции отметили, что во многих городах Российской Федерации возникают ситуации, когда собственники домов не имеют возможности распоряжаться общим имуществом в силу отчуждения его третьим лицам.В такой ситуации собственники дома и управляющая организация не имеют возможности надлежащим образом обслуживать инженерное оборудование и предоставить жителям заложенный проектом дома комфорт проживания.

Значительная часть отчуждений общего имущества происходила в следствие ошибочной квалификации и оформления нежилых помещений многоквартирных домов в собственность городских муниципальных образований. Такие отчуждения чаще всего производятся на основании рамочных документов: Постановления Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 от 27 декабря 1992 года о разграничении государственной собственности или со ссылкой на Указы Президента РФ, не имеющих свойств правоустанавливающих для отчуждаемых, со ссылкой на эти документы, помещений технических подвалов, чердаков, лифтерных, колясочных и даже мусоросборных камер.

Таким образом нарушаются основополагающие конституционные права граждан на частную собственность и неприкосновенность жилища, а муниципальному жилому фонду наносится существенный урон. Реформа ЖКХ тормозится недоверием граждан к органам власти местного самоуправления, обслуживание домов становится дороже. В итоге в сфере управления и технической модернизации многоквартирных домов наблюдается застой.

Наиболее активные граждане, товарищества собственников жилья, ведут работу за восстановление и обеспечение прав собственников на общее имущество. В настоящее время сформировалась устойчивая судебная практика, обеспечивающая поддержку собственников в процессах за возврат помещений общего долевого имущества из муниципальной в общую долевую собственность жителей. Однако, судебный путь для жителей дорог и долог.

Учитывая позицию граждан, администрации муниципальных образований начинают понимать ошибочность политики прошлых отчуждений, принимают меры для восстановления объектов общего имущества в юрисдикцию жителей - собственников многоквартирных домов. В ряде регионов начался процесс создания межведомственных согласительных комиссий для выявления и возврата жителям помещений общей собственности. Однако не везде их работа оказалась стабильной и эффективной.

Практика восстановления прав собственников до сих пор опирается на утверждение окончательного решения в суде. Участники конференции отмечают, что было бы справедливым ожидать исправление ошибки, допущенной в свое время органом власти муниципального образования, решением самого муниципального образования без обращения собственника дома в суд. В направлении создания межведомственных комиссий, с участием представителей общественных организаций, и предстоит поработать центрам общественного контроля в конструктивном взаимодействии с исполнительной властью муниципальных образований и субъектов федерации.

По итогам состоявшегося обсуждения с целью обеспечения повышения эффективности содержания и использования общего имущества многоквартирных домов в Российской Федерации участники межрегиональной конференции городов центра России приняли резолюцию.